Правила встречного разъезда
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрены правила встречного разъезда транспортных средств.
В автошколах изучению данного маневра уделяется не очень много внимания, поэтому водители не всегда умеют правильно его выполнять.
На самом деле, ничего сложного, в выполнении встречного разъезда нет. Нужно лишь знать несколько достаточно простых правил.
Содержание статьи:
- Что такое встречный разъезд?
- Правила встречного разъезда:
- Штраф за нарушение правил встречного разъезда.
- Встречный разъезд в сложных ситуациях.
Что такое встречный разъезд?
Необходимость встречного разъезда возникает в том случае, если дорога по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать в разных (встречных) направлениях.
На практике правила встречного разъезда могут понадобиться, например, в следующих случаях:
- Проведение дорожных работ на половине дороги.
- ДТП, при котором перекрыта часть дороги.
- Припаркованные у краев проезжей части автомобили.
- Узкая проезжая часть, где не умещаются 2 машины (например, при въезде во двор).
Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу выше, чем в летнее, т.к. не вывезенный с улиц снег может занимать значительную часть проезжей части. Если добавить к сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога превращается в однополосную.
Правила встречного разъезда
Правила встречного разъезда приведены в разделе 11 ПДД "Обгон, опережение, встречный разъезд". Пункт 11.7 правил гласит:
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
В этом пункте приведены 2 правила, регламентирующие разъезд при наличии препятствия.
На уклонах
Обратите внимание, в пункте 11.7 речь идет не о любых уклонах, а лишь о тех, которые обозначены соответствующими предупреждающими знаками:
При этом уступить дорогу должен водитель автомобиля, движущегося на спуск. И не имеет значения, на какой стороне дороги образовалось препятствие.
На рисунке выше синий автомобиль уступает дорогу встречным машинам, которые едут на подъем.
В остальных случаях
Что касается иных дорожных ситуаций (когда отсутствуют знаки "крутой спуск" и крутой подъем), то дорогу должен уступить водитель автомобиля, на стороне которого возникло препятствие.
На рисунке выше водитель белого автомобиля уступает дорогу встречным транспортным средствам.
При наличии знаков
На узких участках дорог могут устанавливаться специальные знаки, определяющие порядок проезда транспортных средств:
Знак 2.6 в красном круге говорит о том, что нужно уступить дорогу встречным автомобилям. | |
Знак 2.7 в синем квадрате говорит о том, что водитель имеет преимущественное право проезда. |
На рисунке выше трактор проезжает через мост первым, а белый автомобиль уступает ему дорогу.
Штраф за нарушение правил встречного разъезда
За нарушение правил встречного разъезда в 2024 году на водителя может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).
Встречный разъезд в сложных ситуациях
На практике могут возникнуть более сложные ситуации, не предусмотренные правилами дорожного движения. Рассмотрим несколько примеров:
1. Узкая проезжая часть без препятствий, на которой изначально не могут разъехаться 2 автомобиля. Подобные однополосные дороги довольно часто встречаются на выездах из двора, в дворовых арках и т.п.
2. Дорога, препятствия на которой находятся одновременно с двух сторон. Например, речь идет о дороге с двумя колеями, которые расположены близко друг к другу. Т.е. несмотря на то, что на дороге 2 колеи, автомобили не могут проехать по ним без столкновения.
Ни в первом, ни во втором случае ни один из водителей не имеет решающего преимущества. Поэтому имеет смысл договориться о дальнейших действиях. Сделать это можно как жестами, так и непосредственно переговорив с водителем встречной машины.
Замечу, что лучше потратить 2-3 минуты на обсуждение деталей разъезда, чем допустить дорожно-транспортное происшествие и потратить на оформление документов и ремонт автомобиля кучу времени.
Удачи на дорогах!
Добрый день.
Имеется дорога на въезде в гаражный комплекс с крутым уклоном.
Ширина полосы на полторы машины и каменистая обочина, с ямами и ухабами, по которой можно проехать, но затем обеспечен ремонт подвески.
Естественно руководство гаражей не установило никаких знаков.
Адекватные люди на данном участке пропускают автомобили, идущие на подъем. При чем такие же адекватные пропускают, если спускающийся выехал первый.
Но есть те, кто прут не смотря на очередность и даже погодные условия. При этом ещё и возмущаются, ссылаясь на глубокие познания ПДД.
Кто будет виноват в случае дтп на данном участке, если:
- выехали оба одновременно
- если поднимающийся выехал первым
- если спускающийся выехал первым
Спасибо
Алексей-319, на уклонах, НЕ обозначенных знаками 1.13 и 1.14 , действует общий порядок разъезда (движущийся на подъём преимущества не имеет - как и движущийся на спуск - в Вашем случае). Если полоса движения только одна - уступает дорогу наиболее умный. Во всяком случае, так декларируется.
GDW nik, спасибо за ответ.
В общем то так и предполагал, ну и собственно умные адекватно и действуют на данном разъезде.
Добавить бы приоритет на подъём без знака, так сразу найдутся умники, которые вечно будут ехать в гору и лезть вперёд других
прокомментируйте пожалуйста, ехал домой на мотоцикле (живу в снт), съехал с основной дороги на СНТшную, дорога узкая мотоцикл и авто разъезжаются. двигался немного правее от центра дороги, при подъезде к воротам взял левее т.к так имеется поворот на право, из-за кустов и деревьев находящихся на правой стороне дороги, просто не видно выезжающие автомобили. из-за поворота выезжает автомобиль, и едет чётко в меня не меняя траектории (парень молодой 19 лет, только права получил) беру максимально левее и еду почти у разделительной полосы, но он продолжает ехать чёто в меня, бьет мне в правую часть. Какими правилами пдд нужно вообще руководствоваться в такой ситуации, т.к считаю езду "под кустами" не безопасной.
Иван-302, исходим из того, что на правой стороне дороги было препятствие (ветви деревьев) и Вы выполняли объезд препятствия. На дороге одна полоса, то есть в целом объезд не запрещен. В описанной ситуации имел место встречный разъезд.
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
Препятствие при этом было на Вашей стороне, то есть Вы должны были уступить дорогу.
То есть, не нужно было ехать под кустами, нужно было остановиться и подождать, пока проедет автомобиль, а затем объехать кусты левее.
Удачи на дорогах!